оценка (главная)
|
кратко об оценке
порядок работы
|
документы
|
методики
законы
|
стандарты
|
статьи
ПО для оценки недвижимости
раздел сайта:
оценка (главная)
/
статьи по оценке и экономике
/
статьи по экономике
/
Амортизационная премия: перспективы накопления
АМОРТИЗАЦИОННАЯ ПРЕМИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ НАКОПЛЕНИЯ
Дасковский Вадим Борисович,
д.э.н., профессор,
научный руководитель,
Национального института
экономики (НИЭк, www.niec.ru)
Голикова Екатерина Игоревна,
Опубликовано в журнале
Пищевая промышленность.
2006. № 11. С. 32-34.
В структуре инвестиций в основной капитал собственные средства предприятий преобладают над привлечёнными средствами на протяжении более 15 лет. Экономическая политика государства такова, что существенных изменений в ближайшее время не предвидится.
В условиях рынка промышленники самостоятельно формируют цену, самостоятельно определяют долю прибыли в цене, а в части затрат почти полностью зависят от рынка.
Главным источником капитальных вложений при самофинансировании предприятия служат амортизационные отчисления и прибыль. Источником финансирования инвестиций в основной капитал могут быть также и привлечённые средства, для чего предприятию необходимо иметь соответствующие финансовой устойчивости и ликвидности финансовые показатели.
Основные группы показателей финансового состояния предприятия: финансовый результат- показатель возможной эффективности вложения средств собственниками и иными заинтересованными лицами; показатель состояния активов как один из критериев получения данных о ликвидности при получении кредитов и займов.
Активы создаются в двух основных (базовых) отраслях экономики: машиностроении и строительстве. Машиностроение - источник создания активной части основных фондов, а строительство - пассивной части основных фондов, или пассивной и активной частей основных фондов в совокупности.
Исследования финансового состояния группы предприятий машиностроительной отрасли показали их неудовлетворительное состояние в 2005 г. (табл. 1).
Таблица 1
Относительные показатели устойчивости финансового состояния
группы предприятий машиностроительной отрасли в 2005 г., доли
Полученные в ходе исследований коэффициенты устойчивости финансового состояния группы предприятий машиностроительной отрасли адекватны данным Росстата по указанным коэффициентам (табл. 2). В обоих случаях показатели финансовой устойчивости и ликвидности отклоняются от норм их ограничивающих, свидетельствующих об устойчивости их финансового состояния.
Таблица 2
Динамика относительных показателей финансовой устойчивости и ликвидности, %
Отклонение показателей финансовой устойчивости и ликвидности от норм, их ограничивающих, характерно не только для машиностроительной отрасли, но и для других отраслей промышленности, в частности для пищевой (см. табл. 2).
Относительные показатели финансовой устойчивости и ликвидности отражают зависимость предприятий от заёмных источников финансирования (коэффициент автономии), превышение краткосрочных обязательств над краткосрочными активами (коэффициент текущей ликвидности), что характеризует финансовое положение как не совсем благополучное; недостаток доли участия собственных средств в формировании оборотных активов (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами).
Российское государство, создавая условия свободной конкуренции, предлагает промышленникам приспосабливаться к условиям рынка.
Свободная конкуренция приводит к тому, что сокращается производство российских машин и оборудования (табл. 3).
Таблица 3
Динамика производства машин и оборудования промышленности
Выдерживая экономический подход к понятию «амортизация», государство регламентирует начисление амортизации с целью предупреждения искусственного искажения финансового результата деятельности предприятий.
До некоторого времени для стимулирования роста инвестиций государство предусматривало ускоренную амортизацию и только.
С 1 января 2006 г. российское законодательство пополнилось новой нормой. Законодательство позволило при формировании налоговой базы по налогу на прибыль признавать в качестве расходов расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесённых в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Исключение составили основные средства, полученные безвозмездно, и расходы капитального характера в случаях реконструкции.
Расходы в виде капитальных вложений в соответствии с новой нормой следует признавать в качестве расходов того отчётного (налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации или дата изменения первоначальной стоимости (в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств).
Новая законодательная норма («амортизационная премия») призвана стимулировать рост капвложений в стране. Чем больше капвложений в основные средства осуществит предприятие, тем чаще сможет пользоваться премией и тем больше сэкономит средств на налоге на прибыль. Право выбора в применении «амортизационной премии» законодатель оставил за предприятием; «амортизационная премия» - это право, а не обязанность.
По расчётам Минфина России, данная мера позволит сохранить в распоряжении хозяйствующих субъектов предположительно 49 млрд руб.
По имеющимся данным Росстата, нами был произведен расчёт необходимых денежных средств для обновления изношенных основных фондов по отраслям промышленности (табл. 4).
Таблица 4
Расчёт необходимых денежных средств для обновления основных фондов по отраслям
Как видно из табл. 4, в ближайшее время амортизационная премия не гарантирует накоплений, достаточных для обновления парка объектов основных средств. Кроме того, в сопоставлении с необходимыми вложениями в основной капитал (см. табл. 4) амортизационная премия, гарантирующая, по прогнозам Минфина России, 49 млрд руб., «тонет» в требуемых денежных средствах для подъёма основного капитала промышленности.
Интересен экономический подход Минфина России к методике исчисления амортизационной премии, исходя из которой, вероятно, и рассчитывалась сумма в размере 49 млрд руб. Минфин России не рассматривает амортизационную премию как дополнительный расход, который налогоплательщик вправе признать при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Суть методики исчисления амортизационной премии, исходя из рассуждений Минфина России, заключается в следующем:
- при расчёте суммы амортизации налогоплательщиком не учитываются расходы на капитальные вложения;
- при расчёте амортизационных отчислений расходы на капитальные вложения уменьшают первоначальную стоимость объекта основных средств;
- расходы на капитальные вложения признаются налогоплательщиком в качестве расходов как амортизационные отчисления.
Из указанных формулировок методики исчисления амортизационной премии следует, что премия рассматривается не как дополнительный расход (к сумме амортизации), стимулирующий вложения в основные средства и направленный на уменьшение налога на прибыль, а всего лишь как составная часть признаваемой в качестве расхода амортизации.
Такой подход означает, что, начислив 10 % амортизационной премии, списать через амортизацию можно будет только оставшиеся 90 % первоначальной стоимости объекта основного средства.
В случае последующей модернизации (дооборудования, технического перевооружения и т. п.) объекта основного средства на сумму премии в размере 10 % налогоплательщик также имеет право уменьшить сумму модернизации объекта основного средства в составе общей суммы амортизации.
Нами проведён сравнительный анализ начисления амортизации линейным методом на примере оборудования пищевой отрасли, срок использования которого составляет 85 мес (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы») в случаях, когда амортизационная премия рассматривается в качестве дополнительного расхода и в качестве составной части общей суммы амортизации (табл. 5, 6).
Таблица 5
Сравнительный анализ амортизационной премии в качестве составной
части общей суммы амортизации и в качестве дополнительного расхода.
Таблица 6
Сумма расходов, признанных с учётом амортизационной премии
Объектом сравнительного анализа было приобретенное в 2006 г. оборудование стоимостью 2 500 000 руб. (без учёта НДС).По классификации основных средств оборудование было отнесено к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования 85 мес. Норма амортизации, соответственно, составила 1,1765%[(1/85)х100%].
«Первоначальная стоимость» приобретённого оборудования 2 500 000 руб. (без учёта НДС) со сроком полезного использования 85 мес, норма амортизации 1,1765%[(1/85)х100%] в трактовке Минфина (за вычетом амортизационной премии) составит 2 250 000 руб. (2 500 000 руб. – 250 000 руб.); в месяце, следующем за месяцем ввода в эксплуатацию оборудования, в налоговом учёте признается расход в размере 10% стоимости оборудования, т.е. 250 000 руб. (2 500 000 руб. х 10%).
Ежемесячная сумма амортизационных отчислений составляет 26 471,25 руб. (2 250 000 руб. х 1,1765%), что на 2 941,25 руб. (29 412,50 – 26 471,25) меньше, чем в случае рассмотрения амортизационной премии в качестве дополнительного расхода (см. табл. 5).
За 85 мес срока полезного использования объекта основного средства будет списана стоимость в размере 2 250 000 руб. в части амортизации и 250 000 руб. в части амортизационной премии.
Всего за 85 мес будет списана полная стоимость объекта основного средства 2 500 000 руб., что на 250 000 руб. меньше, чем при рассмотрении амортизационной премии в качестве дополнительного расхода.
В случае последующей модернизации оборудования (через 13 мес после ввода объекта в эксплуатацию), стоимость которой составит 250 000 руб., амортизационная премия будет равна 25 000 руб.
В ходе исследования принято, что срок полезного использования оборудования не изменится после модернизации.
Амортизация после модернизации будет начислена в месяце, следующем за месяцем окончания модернизации, в сумме 29 118,38 руб. [(2 500 000 – 250 000 + 250 000 – 25 000) х 1,1765%].
До модернизации в налоговом учёте оборудование эксплуатировалось 13 мес и за этот период была начислена амортизация в сумме 344 126,25 руб. (2 250 000 руб. х 1,1765% х 13 мес); остаточная стоимость оборудования после модернизации составит 2 130 873,75 руб. (2 475 000 руб. – 344 126,25 руб.).
Списана остаточная стоимость будет за 73 мес.
Следовательно, ещё 1 мес [73 мес - (85 мес - 13 мес)] после окончания срока полезного использования оборудования в налоговом учёте будет начисляться амортизация.
Результаты сравнительного анализа амортизационной премии как дополнительного расхода и как составной части амортизации показывают, что амортизационная премия в качестве элемента ускоренной амортизации и учёт в этом случае сумм премии в составе общей суммы амортизации замедляют списание стоимости объекта основного средства. В этом заключается одна из основных причин того, что амортизационная премия не гарантирует накопления инвестиционных средств.
Таблица 7
Сравнительный анализ оттока денежных средств в виде налога на прибыль
(по ставке 24 %) в случаях рассмотрения амортизационной премии
как дополнительного расхода и как части общей суммы амортизации
Как видно из табл. 7, отток денежных средств в виде налога на прибыль выше в случае рассмотрения амортизационной премии в качестве составной части общей суммы амортизации.
По нашему мнению, амортизационная политика государства в настоящее время не даёт никаких предпосылок к накоплению и реальному обновлению парка активной части основных средств в условиях самофинансирования промышленности.
Как показывают результаты нашего исследования, попытки привнести в законодательную базу изменения с целью возможного накопления предприятиями промышленности инвестиционных средств для замены материально-технической базы не приносят существенных результатов.
Ссылка на статью:
Дасковский В.Б., Голикова Е.И. Амортизационная премия: перспективы накопления // Пищевая промышленность. 2006. № 11. С. 32-34.
Authors:
Vadim B. Daskovskiy,
Doctor of Economics, Professor,
Scientific head,
National Institute of Economics
(NIEc, www.niec.ru)
Ekaterina I. Golikova,
Published in journal
Food processing industry
2006. № 11. С. 32-34.
Title:
Amortization premium: prospects of accumulation.
|