оценка (главная)
|
кратко об оценке
порядок работы
|
документы
|
методики
законы
|
стандарты
|
статьи
ПО для оценки недвижимости
раздел сайта:
оценка (главная)
/
статьи по оценке и экономике
/
статьи по экономике
/
Оценка тенденций и перспектив хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях финансирования их развития
ОЦЕНКА ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИХ РАЗВИТИЯ
Дасковский Вадим Борисович,
д.э.н., профессор,
научный руководитель,
Национального института
экономики (НИЭк, www.niec.ru)
Киселёв Владимир Борисович,
д.э.н., профессор
Монахов Алексей Владимирович,
Опубликовано в журнале
Хранение и переработка
сельхозсырья.
2005. № 4. С. 7-10.
В настоящее время экономика промышленности России находится под воздействием разнонаправленных факторов, в результате чего положительная динамика даже основных показателей не соответствует реальному положению дел. Целью нашего исследования была оценка состояния и перспектив хозяйственной деятельности предприятий в сложившейся на текущий момент ситуации.
Основные результаты работы промышленности, и в частности пищевой отрасли, представлены в табл. 1 [1].
Таблица 1
Рост объёма производства в исследуемом периоде (1999-2003 гг.) составил 270% в промышленности (251% в пищевой промышленности). Чтобы убедиться в преобладании ценового фактора в этом «бурном» росте, достаточно сопоставить его с ростом производства в натуральном выражении. В первую тройку отраслей промышленности по удельному весу их продукции в общем объёме в 2003 г. входят: машиностроение и металлообработка — 21,1%, топливная промышленность — 16,9% и пищевая промышленность— 15,6%. Номенклатура изделий машиностроения крайне велика, что не позволяет выделить ведущие группы. Поэтому для сравнения использованы данные по топливной и пищевой промышленности. Как аналоги — представители промышленности они полноценны.
В топливной промышленности в 1999-2003 гг. включительно рост добычи нефти и газоконденсата составил 138%, газа — 105, угля — 110, первичной переработки нефти — 112%. В пищевой промышленности изменение производства в натуральном выражении составило по хлебу и хлебобулочным изделиям 87%, по сахару — 86, маслу растительному — 172, маслу животному — 106, мясу — 144, колбасным изделиям — 171, цельномолочной продукции — 145%. Как видим, в топливной промышленности увеличение объёма производства в различных ведущих группах находится в диапазоне 105-138%, в пищевой промышленности — 86-172%. Эти оценки значительно ниже стоимостных. Совершенно аналогичная картина в чёрной и цветной металлургии, машиностроении и других отраслях промышленности.
Реальный выпуск продукции в 2003 г. был ниже потенциально возможного из-за неполного использования производственных мощностей, особенно в машиностроении — 42,3%, легкой — 42,6, и пищевой промышленности — 51,5% [2].
Темпы роста натуральных объёмов производства в промышленности пока не ограничены мощностями и насыщением потребностей потребительского рынка, но сдерживаются платёжеспособностью потребителей и конкуренцией. Сдерживающие факторы роста производства особенно жёстко действуют в пищевой промышленности, где на рекламу продукции и маркетинг в целом затрачиваются большие усилия и средства. Товаропроизводители стремятся реализовать свой товар по максимальной цене. Как свидетельствуют данные табл. 1, пока им это удается. В одних отраслях — за счёт их монопольного положения, в пищевой промышленности — за счёт высокоразвитого маркетинга и естественной потребности населения в питании. Темпы прироста объёмов производства в стоимостном выражении в сравнении с предыдущим годом имеют тенденцию к понижению. Напротив, темпы роста объёмов производства в натуральном выражении в сравнении с предыдущим годом росли: в топливной промышленности — по добыче нефти и газа; в пищевой промышленности — по большинству видов продукции, в том числе по мясу и мясопродуктам, молоку и сырам, маслу растительному и маргарину и др. Это свидетельствует о постепенном снижении действия ценового фактора, т.е. замедлении завышения цен на продукцию промышленности: ежегодный выпуск продукции в натуре растёт, а рост её стоимости падает.
Цепной метод (год от года) определения роста объёмов производства в стоимостном выражении позволяет сделать ещё один важный вывод: рост цен в промышленности, включая и пищевую, опережает темпы инфляции (табл. 2).
Таблица 2
Так, в 2003 г. рост к предыдущему году стоимости промышленной продукции был 124%, а инфляция — 112%. В последние три года разрушительное действие ценового фактора уменьшилось и усреднилось приблизительно до уровня инфляции по всем секторам экономики, исключая транспорт, на котором индекс тарифов на грузовые перевозки с 2000 г. очень высок.
Анализ динамики затрат на производство [1,3] по цепному методу (см. табл.2) также позволяет сделать ряд важных выводов. Прежде всего необходимо отметить, что в отличие от цен себестоимость продукции всегда стремятся снизить. Агрегированная сумма годовых текущих затрат представляет собой тот минимум, которого удаётся достигнуть в противодействии отрицательным факторам, к которым относятся инфляция (удорожание материальных и трудовых затрат), низкое использование производственных мощностей (большая доля условно-постоянных расходов в себестоимости), физический и моральный износ основных фондов (повышенный расход сырья, энергии, труда, рост затрат на ремонт). С учётом этих базовых положений рассмотрим ситуацию, связанную с формированием затрат в исследуемом периоде.
Рост затрат (391%) за пять лет существенно опередил рост объёмов производства (270 %). Это противоречит объективно присущему показателю объёма продукции стремлению быть «дутым», а показателю затрат быть минимальным.
В сравнении с предшествующим годом в промежутке 1999-2003 гг. рост затрат существенно превышал инфляцию, но мог отражать реальное увеличение объёмов промышленного производства. Выборочные расчёты роста объёмов производства в натуральном выражении, выполненные нами по ряду видов продукции, свидетельствуют о превышении ожидаемого роста затрат с учётом и этого фактора. Использование среднегодовых производственных мощностей, хотя в целом и низкое, неуклонно улучшалось и, следовательно, могло влиять на снижение текущих издержек, чего не произошло. Получается, что превышение ежегодного общего роста затрат над их ростом, вызванным инфляцией и увеличением объёмов производства, нужно объяснить физическим и моральным износом основных фондов предприятий.
Наиболее полное представление о динамике движения себестоимости продукции можно получить из соотношения ценового фактора и текущих издержек Ц:С. В этом случае полностью исключается влияние инфляции и изменения объёмов производства. Остается лишь влияние ценового фактора на объём производства (Ц). В текущих издержках (С) влияние ценового фактора сводится к нулю самими товаропроизводителями. К рассматриваемому соотношению Ц:С приводит модификация формулы рентабельности продукции (Rп):
Rп = П/С = (Ц-С)/С = Ц/С-1,
где П — прибыль.
Показатель рентабельности продукции, оценивающий эффективность расхода производственных ресурсов, представляет информацию, свободную от влияния инфляции и изменения объёмов производства, но не избавленную от действия ценового фактора, т.е. в известной мере оптимистичную. Рентабельность продукции в промышленности с 25,5% в 1999 г. снизилась до 13,6%, т.е. почти в 2 раза; в пищевой промышленности — соответственно с 13 до 9,4%. Поскольку значение ценового фактора, особенно в пищевой промышленности, сводится до минимума, значительное падение рентабельности продукции можно трактовать как следствие физического и морального износа материально-технической базы и связанных с этим сверхпланового расход сырья, материалов, энергии и труда, нарастающих затрат на ремонт оборудования.
Рентабельность активов в промышленности и пищевой промышленности понизилась в 2003 г. соответственно до 6,3 и 7,3%.
Падение этого показателя в целом было ожидаемо и, видимо, сохранится в ближайшей перспективе. Это объясняется тем, что объём ежегодных инвестиций быстро наращивает учётную стоимость основных фондов (знаменатель показателя рентабельности), а их воспроизводственный потенциал в 5 раз уступает уровню 1990 г. Выполненные нами расчёты показали, что нынешний объём инвестирования не оказывает влияния на показатели хозяйственной деятельности предприятий. Так что на данном этапе развития показатель рентабельности активов временно не работает. В целом финансовое положение отраслей неустойчивое.
Обращаясь к проблеме износа материально-технической базы промышленности и её отраслей, следует отметить его неравномерность на различных предприятиях. Как свидетельствует структура оборудования промышленности (табл. 3), наряду с оборудованием, эксплуатируемым более 20 лет (48%), которое подлежит безусловному списанию, функционирует оборудование, введенное 16-25 лет назад (23%), которое морально безнадёжно устарело, но при надлежащем техническом обслуживании может поддерживать близкий к среднеотраслевому (крайне низкому по меркам развитых стран) уровень текущих издержек и качества продукции. Таким образом, в группе оборудования, эксплуатирующегося 16-20 лет, можно ожидать производство нерентабельной продукции, а свыше 20 лет — его убыточное использование.
Таблица 3
Основываясь на сроках эксплуатации оборудования, можно утверждать, что зона рентабельной работы предприятий не может превышать 50 %.
Таблица 4
К сожалению, статистические данные о рентабельной и убыточной работе предприятий промышленности (табл.4) подтверждают наши предположения, а прогнозная оценка границ рентабельной и нерентабельной работы, исходя из структуры оборудования, практически полностью совпадает с фактической: по данным Росстата в 2003 г. удельный вес рентабельных предприятий составлял 55% в промышленности и 54% в пищевой промышленности, по нашим оценкам — более 50% (группы в диапазоне 5-15 и частично 16-20 лет). Картина рентабельности промышленных предприятий, воссозданная по данным нашего прогноза, более детальна и позволяет оценить потери, связанные с многократным износом оборудования (см.рисунок).
Данные табл.4 позволяют проиллюстрировать расчёт утраченной прибыли. Рентабельные предприятия промышленности (около 50% всех предприятий) в 2003 г. получили прибыль от реализации своей продукции в сумме 751,4 млрд руб. Другая половина реализованной продукции была нерентабельной, и следовательно, не принесла прибыли. Утраченная прибыль — 751,4 млрд руб. Потери дополняются тем, что 32% нерентабельной продукции реализовано с убытком 137,4 млрд руб. [1]. Таким образом, общий размер недополученных средств можно оценить в 888,8 млрд руб., что на 18% больше полученной прибыли. При прежнем уровне среднеотраслевой цены трансформация утраченной прибыли в реальный доход произойдет за счёт равного приросту прибыли снижения текущих издержек ныне нерентабельных предприятий, т.е. на 888,8 млрд руб. В такой ситуации рентабельность продукции в промышленности, оцениваемая в 2003 г. в 13,6%, составила бы 29 %.
Обновление технологического оборудования промышленности на инновационной основе, т.е. путём замены изношенного парка прогрессивным оборудованием, позволило бы приблизительно в 2,2 раза увеличить прибыль, производительность и оплату труда, налогооблагаемую базу и сумму налогов, на 15% снизить удельные издержки и общий расход производственных ресурсов, поднять общий уровень качества промышленной продукции до мировых стандартов, сделав её конкурентоспособной на мировом рынке. Совершенно аналогичные, но ещё более высокие результаты будут получены и в пищевой промышленности, убытки которой характеризуются более плохими показателями ввиду большего износа основных фондов, чем по промышленности в целом.
Это неполное перечисление решаемых задач при переходе на инновационный путь развития свидетельствует о его перспективности и возможности ликвидации всего комплекса социальных и экономических проблем.
Итак, ввиду нарушения пропорций процесса воспроизводства основных фондов в течение, по крайней мере, 35 лет (с 1970 г.) нынешнее состояние промышленности близко к катастрофическому: экономически обоснованной замене подлежит 71% технологического оборудования суммарной стоимостью 75 млрд долл. США, в том числе на 4,2 млрд долл. США в пищевой промышленности. Расчёты, выполненные на основе официальных статистических данных, но с разных позиций, привели к существенно различающимся срокам возможной замены физически и морально устаревшего оборудования — 15-40 лет при использовании самофинансирования предприятий как основного источника их развития [4]. При этом, хотя период замены оборудования в течение 15 лет не может решить назревших экономических и особенно социальных проблем ввиду, своей растянутости, он представляется менее реальным, чем, например, период в 25 лет, определённый по другим технологиям расчёта.
Изучение состояния экономики и финансов предприятий — базового звена самофинансирования развития, его темпов и качества — убеждает в бесперспективности надежд на возможность решения грандиозной проблемы инновационного перевооружения предприятий (замена 71% действующего оборудования на новое, прогрессивное) в сжатые сроки за счёт собственных сил и средств предприятий. Почти 50% продукции промышленности и пищевой промышленности ввиду больших издержек производства на изношенном оборудовании нерентабельно, а 23% её объемов выпускается с убытком. Естественный вывод, который следует из полученных в исследовании результатов, — выход на траекторию эффективного экономического и социального развития народного хозяйства возможен только при ускоренном переводе промышленности и её отраслей на инновационный путь развития за счёт внешних по отношению к ней источников. Поскольку финансовая система РФ (банки, Пенсионный и Инвестиционный фонды, страховые компании) пока не развита (банки кредитуют 5% инвестиций реального сектора экономики), речь может идти только о непосредственном участии государства в реализации программы инновационного технического перевооружения промышленности в сжатые сроки.
ЛИТЕРАТУРА
1.Россия в цифрах. 2004: Крат.стат.сб. / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2004.
2.Инвестиционная деятельность в России: условия, факторы. тенденции / Федеральная служба государственной статистики. - М., 2004.
3.Российский статистический ежегодник. 2004. Стат.сб. / Росстат. - М., 2004.
4.Дасковский В.Б., Киселев В.Б., Монахов А.В. Актуальность и условия перехода к инновационному развитию промышленности // Пищевая промышленность. 2005. № 5 С. 72-73. № 6. С. 34-35.
Ссылка на статью:
Дасковский В.Б., Киселёв В.Б., Монахов А.В. Оценка тенденций и перспектив хозяйственной деятельности предприятий в современных условиях финансирования их развития // Хранение и переработка сельхозсырья. 2005. № 4. С. 7-10.
Authors:
Vadim B. Daskovskiy,
Doctor of Economics, Professor,
Scientific head,
National Institute of Economics
(NIEc, www.niec.ru)
Vladimir B. Kiselyov,
Doctor of Economics, Professor
Aleksey V. Monakhov,
Published in journal
Storage and Processing
of Farm Products.
2005. № 4. P. 7-10.
Title:
Evaluation of tendencies and perspectives of industry business activity in modern situation of investment
|