НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
   NATIONAL INSTITUTE OF ECONOMICS
(495) 226-95-33    226-95-34    226-95-35

НОВОСТИ О НАС УСЛУГИ КЛИЕНТЫ ПАРТНЕРЫ КОНТАКТЫ ВАКАНСИИ

оценка (главная) | кратко об оценке
порядок работы | документы | методики
законы | стандарты | статьи
ПО для оценки недвижимости

раздел сайта: оценка (главная) / статьи по оценке и экономике / статьи по экономике / Проблемы реформирования налоговой системы

ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ



Дасковский Вадим Борисович,
д.э.н., профессор,
научный руководитель,
Национального института
экономики (НИЭк, www.niec.ru)
ResearcherID: C-8801-2015
ORCID ID: 0000-0002-2612-5157

Киселёв Владимир Борисович,
д.э.н., профессор,

Опубликовано в журнале

Экономист.
2017. № 12. С. 3-20.




В течение многих десятилетий налоги в нашей стране рассматриваются преимущественно как источник формирования доходов государства. Баланс между фискальной, социальной и регулирующей функциями налогов полностью нарушен. Налоги не только не создают у товаропроизводителей заинтересованности и условий для повышения технического уровня производства, но и подавляют процесс простого воспроизводства. В кризисном состоянии экономики значительную роль играет запредельная налоговая нагрузка товаропроизводителей. Основной задачей реформирования налоговой системы является обоснование мер по оценке тяжести налогового бремени и выбору оптимального пути перехода к нормальному уровню налоговой нагрузки, обеспечивающей стимулы к развитию производства при сохранении бюджетного равновесия и стабильности социальной сферы. Процесс реформирования должен учитывать, с одной стороны, что Российская налоговая система имеет несовершенную структуру (архитектуру), выражающуюся в избыточной нагрузке на бизнес (особенно в отношении используемого труда) и необходимости её дифференцированного перераспределения среди населения, «зашлакованностью» неработающими льготами, попыткой осуществить хозрасчёт на добыче природных ресурсов и изъятие ренты в пользу государства с помощью налогов, а не расчетных цен. С другой стороны, надо совершенствовать неэффективную модель налогового федерализма (близкую к неконкурентной), трансформация которой в конкурентную застопорилась на приближении к кооперативной (промежуточной) модели. Пока же 66% регионов дефицитны. Предусматриваемые ОННП на 2017-2019гг. меры совершенствования налогообложения не способны ни снизить и упорядочить налоговую нагрузку в экономике, ни сгладить катастрофическое различие в бюджетной обеспеченности регионов, ни упрочить консолидированный бюджет. Следует принимать во внимание специфические условия российской экономики, определяемые деградацией материально-технической базы и инвестиционной деятельности, последовавшими параличом процесса воспроизводства основных фондов и перманентным кризисом хозяйственной деятельности, вырождением экономической среды. Недейственность налоговых инструментов регулирования экономики в условиях разрухи хозяйственной деятельности большинства предприятий и избыточного налогового пресса на них усугубляет давление на них задолженности по банковским кредитам, сравнимое с налоговым давлением. В результате из-за нищенского финансового положения налоговые регулировки не работают в отношении 95% товаропроизводителей.

Ключевые слова:
налоговая нагрузка; уровень налогообложения; функции налогов; налоговый маневр; налоговые льготы; налогообложение недропользователей; целевые трансферты (субвенции); налоговые инструменты

JEL коды: G31, G32, G11, O16, O22, D61, D81, E22, M21.

Чтобы открыть или скачать полный текст статьи
- нажмите здесь
Дасковский В.Б., Киселёв В.Б.
Проблемы реформирования налоговой системы // Экономист. 2017. № 12. С. 3-20.
(pdf ~ 0,38 Мб)

Authors:
Vadim B. Daskovskiy,
Full Doctor of Economics, Professor,
Scientific head,
National Institute of Economics
(NIEc, www.niec.ru)
ResearcherID: C-8801-2015
ORCID ID: 0000-0002-2612-5157

Vladimir B. Kiselyov,
Full Doctor of Economics, Professor

Published in journal

The Economist (Russian).
2017. № 12. P. 3-20

Title:
Problems of tax system reforms


For many decades, taxation in our country has mostly been seen as a source of the state’s income. The balance between the fiscal, social and regulative functions of taxation is totally upset. The main goal of the taxation system reform is to provide grounds for evaluating the tax burden and selecting the best way of shifting to a normal tax burden level, which would ensure the facilitation of industrial development whilst maintaining the budgetary balance and stability in the social sphere. The reforming process should take into account the imperfect structure (architecture) of the Russian tax system, which is demonstrated in the tax overburden on business (particularly in terms of employment) and the need for differentiation in redistribution among the population, “clogging” with inefficient tax concessions, attempts to implement a “pay-your-way” model in natural resource extracting, and the withdrawal of natural rent in favor of the state via taxation, rather than book prices. On the other hand, there is a need to improve the inefficient model of tax feder-alism (which is virtually uncompetitive), whose transformation into a competitive model came close to a cooperative (intermediate) model. Meanwhile, 66% of regions suffer a deficit, and their debt burden in 2016 amounted to RUB 2.4 trillion. The is-sue has not yet been resolved. When reforming the tax system, the specific conditions of the Russian economy should be taken into account: the inefficiency of tax instruments of its regulation giv-en the destruction of business activity and the hand-to-mouth financial status of most enterprises. The taxation improvement measures envisaged by the Main Directions of the Tax Policy for 2017-2019 are unable to lower and harmonize the tax burden in the economy, level down catastrophic differences in regional financing, or strengthen the consolidated budget.

Key words:
functions of taxes, tax burden, the Tax Code, income tax, insurance fees, tax conces-sions and preferences, mineral extraction tax rate, customs duty, tax maneuver, tax federalism model, competitive and cooperative models


Страница защищена от нарушения копирования веб – содержимого сайта Copyscape