оценка (главная)
|
кратко об оценке
порядок работы
|
документы
|
методики
законы
|
стандарты
|
статьи
ПО для оценки недвижимости
раздел сайта:
оценка (главная)
/
статьи по оценке и экономике
/
статьи по экономике
/
Тернистый путь поиска новой модели и стратегии развития
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ ПОИСКА
НОВОЙ МОДЕЛИ И СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
Дасковский Вадим Борисович,
д.э.н., профессор,
научный руководитель,
Национального института
экономики (НИЭк, www.niec.ru)
ResearcherID: C-8801-2015
ORCID ID: 0000-0002-2612-5157
Киселёв Владимир Борисович,
д.э.н., профессор,
Опубликовано в журнале
Экономист.
2017. № 10. С. 3-22.
Из трёх программ социально-экономического развития РФ до 2025г., рассматриваемых на экономическом совете при Президенте, только «Стратегия Роста» обнаруживает способность ликвидации критических «пробоин» и сохранения «плавучести» экономики, а достигается это верной формулировкой решаемых задач: «Главная задача новой экономической политики государства – перейти от задач макроэкономической стабилизации к стабильному росту». Однако способы решения этой задачи неоднозначны, и в статье сформулированы замечания по основным положениям «Стратегии роста».
Принятие числа создания высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) главным KPI Стратегии неточно, поскольку обоснованным критерием отбора их создания является не достигаемая производительность труда, а рост экономической эффективности.
Ошибочен и выбор основного звена концентрации усилий и ресурсов на первом этапе реализации «Стратегии» (восстановление экономического роста в 2017-2019гг.). Вместо декларируемого «восстановления экономики «простых вещей» и «развития производственных МСП» план активизации источников роста предлагает в качестве «точек роста новой экономики» «набор первоочерёдных проектов-локомотивов» (100 шт.).
Детальный анализ мобилизуемых источников финансирования инвестиций, особенно на первом этапе восстановления экономического роста, не подтверждает даже наполовину удовлетворение потребности реального производства и особенно сектора МСП в инвестициях в сумме, обозначенной самими разработчиками «Стратегии», а приписка, что «остальные придут из бизнеса: 1 рубль государственных инвестиций повлечёт 4-5 рублей частного капитала», - форма необязывающего утешения, которая в ходу уже четверть века, и совершенно бесплодна.
«Цветущие» показатели развития банковского сектора (2015-2035гг.) по «Стратегии роста» не согласуются с его кризисным состоянием и назревшей необходимостью переключения финансирования развития экономики на институты развития.
Неучёт фактического выпадения банковской системы из процесса развития экономики, исключения предприятий МСП из-за массовой налоговой и кредитной задолженности из числа пользователей кредитом даже при радикальном снижении кредитных ставок и облегчении доступа к нему делают рекомендации нереализуемыми.
Ключевые слова:
исцеление предприятий; закредитованность; реальный сектор; высокопроизводительные рабочие места; «Стратегия роста»; якорные проекты; штаб реформ; институты развития
JEL коды: G31, G32, G11, O16, O22, D61, D81, E22, M21.
Чтобы открыть или скачать полный текст статьи
- нажмите здесь
Дасковский В.Б., Киселёв В.Б.
Тернистый путь поиска новой модели и стратегии развития // Экономист. 2017. № 10. С. 3-22.
(pdf ~ 0,38 Мб)
Authors:
Vadim B. Daskovskiy,
Full Doctor of Economics, Professor,
Scientific head,
National Institute of Economics
(NIEc, www.niec.ru)
ResearcherID: C-8801-2015
ORCID ID: 0000-0002-2612-5157
Vladimir B. Kiselyov,
Full Doctor of Economics, Professor
Published in journal
The Economist (Russian).
2017. № 10. P. 3-22.
Title:
The thorny path of searching for a model and strategy of development
Of the three programs of social and economic development of the Russian Federation to 2025 considered at the meeting of the Economic Council under the President, it is only the «Growth Strategy» that appears capable of liquidating critical «breaches» and maintaining the economy’s «buoyancy», which is achieved due to the correct formulation of the goals: «The main goal of the state’s new economic policy is to shift from macroeconomic stabilization to sustainable growth». However, ways of achieving this goal are ambiguous, and the article presents some comments on the principal provisions of the «Growth Strategy».
Accepting the number of new highly productive jobs (HPJs) as the Strategy’s principal KPI is inaccurate, as the real selection criterion for their establishment is not the workforce productivity achieved, but the growth of economic efficiency.
It is also a mistake to focus the efforts and resources on the first stage of implementation of the «Strategy» (renewal of economic growth in 2017-2019). Instead of the declared «recovery of ‘simple things’ economy» and «development of industrial SMEs», the plan of activating the growth drivers proposes «a set of high-priority locomotive projects» (100 projects) as «growth points of the new economy».
The detailed analysis of involved sources of investment financing, especially at the initial stage of renewal of the economic growth, proves that not even half of the real productive sector’s and especially SMEs’ demand for investments in the amount stated by the «Strategy» developers is met. The note that «the rest will come from businesses: 1 ruble of government investments will be followed by 4 to 5 rubles of private investments» is nothing but a form of non-binding consolation, which has been around throughout the last quarter of a century and is totally fruitless.
The «blossoming» figures of banking sector development (2015-2035) that appear in the «Growth Strategy» are not in line with its crisis condition and the long-felt need to switch the financing of the economy to development institutions.
Failure to take into account the actual falling of the banking system out of the process of economic development, and the exclusion of SMEs from the circle of loan users due to massive debts for taxes and loans, even with a radical lowering of interest rates and facilitating access to lending, make the recommendations impossible to implement.
Key words:
creative healing of enterprises; debt overburden of the real sector; intensification of economic growth; highly productive jobs; «Growth Strategy»; anchor projects; innovative reconstruction of enterprises; financial leasing; reforms headquarters; natural resource royalty; development institutions
|