Согласно пункту 15 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, коммерческое предприятие имеет право, но не обязанность, самостоятельно, не чаще чем один раз в год проводить переоценку основных средств на начало отчетного года. Решение предприятие, кроме бюджетных учреждений, принимает самостоятельно, по необходимости, без каких-либо согласований и разрешений с кем-либо.
Существует несколько важных моментов.
Во-первых, «...следует учитывать, что в последующем они (основные средства) переоцениваются регулярно...», т.е. каждый год.
Во-вторых, указано, что результаты по состоянию на первое число отчетного года подлежат отражению в бухгалтерском учете в январе и учитываются в бухгалтерской отчетности при формировании данных на начало отчетного года.
В-третьих, чтобы быстро и качественно провести переоценку требуется полная и точная информация по основным средствам. В связи с этим, как правило, перед проведением переоценки проводится полная инвентаризация основных средств, с уточнением и обновлением всей информации по основным средствам.
В-четвёртых, с 2002 года результаты переоценки основных средств для целей бухгалтерского учёта и налогообложения учитываются по разному. При отражении результатов переоценки возникают разницы в бухгалтерском и налоговом учёте. Учёт этой разницы является достаточно трудоёмким делом, требующим большого времени и определённой квалификации.
Бюджетные учреждения не имеют права принимать решение о проведении переоценки самостоятельно. Согласно действующему законодательству, сроки и порядок переоценки основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений устанавливаются Правительством РФ. Переоценку стоимости имущества должны проводить все учреждения независимо от видов и периода деятельности.
Согласно Порядку переоценки решение об очередной переоценке основных средств и нематериальных активов бюджетных учреждений принимают Минэкономразвития России, Минфин России и Росстат по согласованию с Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом не позднее 01 ноября года, предшествовавшего переоценке.
Переход предприятия на Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО) также требует проведения переоценки основных средств предприятия. Согласно международным стандартам, активы организации должны отражаться в финансовой отчетности по рыночной стоимости. Поэтому, переход от российских стандартов финансовой отчетности к международным стандартам требует привлечения независимого оценщика.
В Национальном институте экономики (НИЭк) работают квалифицированные специалисты, обладающие не только дипломами оценщиков, но дипломами по Международной Финансовой Отчетности (ДипИФР), которые помогут Вам подготовиться к переходу на Международные Стандарты Финансовой Отчетности (МСФО).
Перечень необходимых документов и информации для определения стоимости и сроков переоценки:
1.Цель работы
2.Сведения об участии государства или иных государственных, региональных, муниципальных образований и учреждений в имуществе, которое необходимо переоценить
3.Перечень основных средств
Минимальная стоимость переоценки:
Стоимость работы по переоценке основных средств определяется по договоренности.